№16 Об утверждении отчета о работе Счетно-контрольной палаты Ульяновской Городской Думы в 2009 году
В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», Положением «О Счётно-контрольной палате Ульяновской Городской Думы», утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 26.11.1997 г. № 199 с изменениями и дополнениями, рассмотрев отчет о работе Счётно-контрольной палаты в 2009 г., Ульяновская Городская Дума
ПОСТАНОВИЛА:
Утвердить отчет о работе Счётно-контрольной палаты Ульяновской Городской Думы в 2009 году. (Приложение)
Председатель Ульяновской
Городской Думы В.А.Гвоздев
Приложение
к постановлению Ульяновской
Городской Думы
от 17.02.2010 № 16
Отчёт
о работе Счётно-контрольной палаты Ульяновской Городской Думы
в 2009 году
составлен в соответствии со ст. 9, 20, 26 Положения
«О Счётно-контрольной палате Ульяновской Городской Думы»
Счётно-контрольной палатой Ульяновской Городской Думы, в соответствии с полугодовыми планами работы, утвержденными решениями Ульяновской Городской Думы, осуществлено в 2009 г. 17 контрольных мероприятий, из них – 6 проверок муниципальных унитарных предприятий. Общий объем проверенных средств составил 2 303 767,1 тыс. руб., установлено 200 нарушений законодательства, на общую сумму 515 465,9 тыс. руб., или 22,2% от проверенного объема средств, из них подлежащих к возмещению в бюджет муниципального образования «г.Ульяновск» в общей сумме 4 029,5 тыс. руб., возмещенных в бюджет города Ульяновска в общей сумме 2 182,8 тыс. руб.
Количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий за 2009 г. составило 77 единиц, в т.ч. подготовлено экспертных заключений по внесению изменений в действующие нормативные акты – 24 ед. В результате экспертно-аналитических мероприятий установлено занижение доходной части бюджета муниципального образования «г.Ульяновск» на общую сумму 351 449,0 тыс. руб. Данная сумма учтена в решении Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 21.12.2009 г. №131.
Из общего числа выявленных нарушений на долю МУПов приходится 85 (42,5%) на общую сумму 485 110,7 тыс. руб. (94,1%).
Выявлено 192 нарушения по порядку расходования средств бюджета на общую сумму 515 334,5 тыс. руб. или 22,4% от общей суммы средств бюджета, подвергнутой проверке.
Установлено 8 случаев неэффективного управления муниципальной собственностью, на общую сумму 131,4 тыс. руб.
Общее число выявленных нарушений (200) состоит из:
- 53 или 26,5% - нарушение налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Наиболее часто устанавливаются следующие нарушения:
- Отнесение на себестоимость сумм амортизации, начисленной на имущество, подлежащее государственной регистрации и не зарегистрированное в установленном законом порядке;
- Практически при каждой проверке устанавливаются грубейшие нарушения требований Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», в части оформления путевых листов.
- 27 или 13,5% - нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления и иные нарушения. Наиболее часто устанавливаются следующие нарушения:
- Применение цен и тарифов, не установленных Городским комитетом по ценам и тарифам;
- Завышение размеров заработной платы по отдельным должностям в системе здравоохранения;
- В учреждениях здравоохранения установлены случаи, когда за оказание платных услуг взималась плата с населения, с одновременной оплатой тех же услуг, полностью либо частично, за счет средств ФОМС или бюджета города.
- 18 или 9% - нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Наиболее часто устанавливаются следующие нарушения:
- Заключение договоров на одноименные товары, работы, услуги без соблюдения процедур, предусмотренных ФЗ №94;
- Изменение стоимости муниципальных контрактов в нарушение положений ФЗ №94 и условий муниципальных контрактов;
- Завышение суммы муниципальных контрактов в части сметной стоимости ремонто-строительных работ;
- Заключение муниципальных контрактов в сроки отличные от установленных ФЗ №94 и несвоевременная регистрация муниципальных контрактов в Управлении по муниципальным закупкам мэрии – данные нарушения носят наиболее массовый характер, являются следствием низкой организации данного участка работ у муниципальных заказчиков;
- Отсутствие в муниципальных контрактах штрафных санкций к исполнителям, фактическое не применение штрафных санкций за некачественное и (или) несвоевременное выполнение работ, поставку товаров, при наличии полной оплаты. Особенно следует отметить, что в абсолютном большинстве контрактов предусматриваются мизерные штрафные санкции к исполнителям.
- 13 или 6,5% - нарушение гражданского законодательства и Федерального Закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Наиболее часто устанавливаются следующие нарушения:
- Отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, отраженное на балансе учреждений и предприятий;
- Совершение сделок МУПами, сумма которых превышает 10% уставного фонда предприятия, при отсутствии согласования с КУГИ;
- Участие МУПов в уставном капитале кредитных организаций;
- Руководители муниципальных унитарных предприятий одновременно являлись генеральными директорами ОАО;
- Получение МУПами займов, в нарушение порядка, установленного ФЗ №161;
- Неправомерные начисления премий руководителям муниципальных предприятий ЖКХ, отнесение их на себестоимость услуг.
- 13 или 6,5% - нарушений градостроительных норм и правил, выразившиеся преимущественно в завышение сметной стоимости и актов выполненных строительно – монтажных работ, а также оплата фактически не выполненных работ.
- 12 или 6% - нарушения бюджетного законодательства (за исключением нецелевого использования). Наиболее часто устанавливаются следующие нарушения:
- Принятие бюджетных обязательств, сверх доведенных бюджетных ассигнований, приводящее к образованию кредиторской задолженности бюджета;
- Отсутствие ведомственного финансового контроля;
- Среди выявляемых нарушений имелись случаи использования в муниципальных учреждениях сети Интернет в ночное время; превышение кассовых расходов, над суммой доведенных бюджетных ассигнований; оплата услуг 3-х лиц по ведению бухгалтерского учета в учреждении, при наличие в штатном расписании ставки главного бухгалтера; оплата бюджетными учреждениями коммунальных услуг по завышенным счетам, выставляемым им предприятиями коммунального хозяйства и т.д.
- 3 факта нецелевого использования средств бюджета на общую сумму 252,0 тыс. руб., а именно:
- 7,9 тыс. руб. израсходовано МУЗ «Городская поликлиника № 7» на реализацию пунктов городской целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности муниципальных учреждений здравоохранения города Ульяновска на 2008-2009 г.г.», приостановленных решением о бюджете;
- 219,1 тыс. руб. израсходовано МУЗ УГКБСМП на реализацию пунктов городской целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности муниципальных учреждений здравоохранения города Ульяновска на 2008-2009 г.г.», приостановленных решением о бюджете;
- 24,98 тыс. руб. произведена оплата ноутбука за счет средств, предусмотренных на реализацию городской целевой программы «Молодежь 2007-2009», приостановленного решением о бюджете.
Необходимо отметить, что проверка Счётно-контрольной палаты не носит характер ревизии. В результате контрольных мероприятий СКП проводится анализ эффективности использования муниципальных средств и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «город Ульяновск».
Например, в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» за 2008 г. (акт от 14.07.2009 г. №9), помимо основных контрольных мероприятий, были проведены:
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние 5 лет;
- Сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» с показателями аналогичных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства РФ;
- Анализ уровня потерь и неучтенных расходов поданной в сеть воды за период 2004 – 2008 гг.;
- Сравнительный анализ количества крупных аварий и повреждений на сетях водопровода и канализации, произошедших в ходе деятельности МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» в 2008 г., с общероссийскими показателями;
- Анализ структуры затрат (себестоимости) на услуги по водоснабжению и водоотведению по МУП «Ульяновскводоканал» за 2007 -2008 гг., а также сравнительный анализ со структурой затрат на аналогичных предприятиях в других городах России;
- Анализ причин роста удельного веса затрат на оплату труда в общей себестоимости МУП «Ульяновскводоканал» за период 2004 -2008 гг.;
- и т.д.
По результатам проведенных контрольных мероприятий, акты, составленные и подписанные, направляются председателю Ульяновской Городской Думы и курирующему заместителю председателя Ульяновской Городской Думы для их дальнейшего рассмотрения в комитетах Городской Думы и направления Главе города, Губернатору Ульяновской области, в органы прокуратуры.
На официальном сайте Ульяновской Городской Думы размещена информация по итогам 17 контрольных мероприятий, проведенных Счетно-контрольной палатой в 2009 г.
По итогам рассмотрения актов Счётно-контрольной палаты на заседаниях Городской Думы принято 15 постановлений по результатам проведенных контрольных мероприятий за 2009 г.
Согласно информации о мерах прокурорского реагирования на материалы проверок Счётно-контрольной палаты, прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска в 2009 г., по итогам рассмотрения актов Счетно-контрольной палаты к дисциплинарной ответственности привлечено 7 должностных лиц, а также по результатам изучения акта проверки мэрии г.Ульяновска от 07.04.2009 г. №4 по вопросам исполнения сметы расходов за 2008 г. в части бюджетных ассигнований, выделенных по целевой статье 002 04 00 «Центральный аппарат» в 2008 г., соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ, Главе города Ульяновска внесено представление с целью устранения нарушений законодательства о муниципальной службе, в котором отдельным блоком отражены нарушения, связанные с неправомерным расчетом средней месячной зарплаты муниципальных служащих. По результатам изучения акта проверки УМКУП «Противооползневых работ» от 10.06.2009 г. №7 по вопросам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2008 г., соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ, Прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска в адрес УВД по Ленинскому району г.Ульяновска направлена копия акта СКП от 10.06.2009 г. №7 для организации проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ.
Согласно информации об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки Счетно-контрольной палаты (акт проверки МОУ ДОД Специализированная ДЮСШ олимпийского резерва дзюдо «Спарта» от 27.08.2009 г. №12 по вопросам исполнения сметы расходов за 2008 г., I полугодия 2009 г.; соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ), представленной в Ульяновскую Городскую Думу директором МОУ ДОД Н.В. Парсаевой от 29.11.2009 г. №01-3760, постановлением Мирового судьи Засвияжского р-на от 15.09.2009 г. МОУ ДОД Специализированной ДЮСШ олимпийского резерва дзюдо «Спарта» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10,0 тыс. руб.
Согласно информации об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки Счетно-контрольной палаты (акт проверки МУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» от 06.08.2009 г. №11 по вопросам исполнения сметы расходов за I полугодие 2009 г.; соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ), представленной в Ульяновскую Городскую Думу начальником МУ «Управления гражданской защиты г.Ульяновска» от 13.01.2010 г. №01-31, постановлением судебного участка №3 Ленинского р-на г.Ульяновска от 15.12.2009 г. (дело №5-582/2009 МУ «Управлению гражданской защиты г.Ульяновска» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3,0 тыс. руб.
Согласно информации об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки Счетно-контрольной палаты (акт проверки МОУ СОШ №12 от 27.08.2009 г. №14 по вопросам исполнения сметы расходов за 2008 г., I полугодие 2009 г.; соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ), представленной в Ульяновскую Городскую Думу начальником Управления образования Л.Д.Соломенко от 02.12.2009 г. №01-3166, главному бухгалтеру МОУ СОШ №12 объявлено замечание за нарушение порядка ведения кассовых операций (Приказ директора МОУ СОШ №12 от 12.11.2009 г. №28/а/к), а также объявлен выговор директору МОУ СОШ №12 Шербаковой Г.И. (приказ Управления образования от 15.11.2009 г. №513-к).
Счетно-контрольная палата состоит из председателя Счётно-контрольной палаты, заместителя председателя Счётно-контрольной палаты, аудиторов Счётно-контрольной палаты, являющихся муниципальными служащими. Штатная численность составляет 7 человек. В связи с тем, что с 06.10.2008 г. один из сотрудников находится в отпуске по беременности и родам, фактическая численность Счётно-контрольной палаты составляет 6 человек.
В 2009 г. Счетно-контрольная палата Ульяновской Городской Думы активно принимала участие в работе:
- Союза муниципальных контрольно-счетных органов (Союз МКСО),
- Областного Совета органов внешнего финансового контроля,
- Межведомственного координационного Совета по вопросам государственного финансового контроля.
Осуществляла сотрудничество с Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ (АКСОР), Союзом муниципальных контрольно-счетных органов РФ.
В рамках взаимодействия со Счетной палатой Ульяновской области Счётно-контрольная палата Ульяновской Городской Думы осуществляла:
- участие в планировании деятельности Совета органов внешнего финансового контроля,
- преставление ежеквартальных отчетов о деятельности Счётно-контрольной палаты,
- участие в проводимых конференциях и семинарах,
- обмен материалами контрольных мероприятий и выявляемых системных ошибках,
- получение и предоставление информации о региональном опыте контрольно-счетных органов,
- в июне 2009 г. осуществлено совместное участие в работе 8 Конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов, проведенной в г.Казани. Был представлен доклад на тему «Оценка эффективности работы контрольно-счетных органов муниципальных образований Ульяновской области».
Кроме того, Счётно-контрольной палатой Ульяновской Городской Думы в 2009 г. были проведены семинары для руководителей и бухгалтеров органов местного самоуправления, их структурных подразделений, учреждений и предприятий с информированием о систематических нарушениях, выявляемых в ходе проверок, проводимых Счётно-контрольной палатой Ульяновской Городской Думы. В период за октябрь-декабрь 2009 г. проведены семинары для системы здравоохранения и образования. Общее число слушателей, посетивших данные семинары, согласно листам регистрации, составило 401 чел. из 269 учреждений и органов местного самоуправления.
В соответствии с заказом Министерства финансов Ульяновской области о повышении квалификации государственных и муниципальных служащих Институт экономики и бизнеса Ульяновского Государственного Университета в 2009 г. проводил курсы повышения квалификации ревизоров по программе «Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере» в объеме 72 часа. Четыре аудитора Счетно-контрольной палаты Ульяновской Городской Думы прошли обучение на вышеуказанных курсах, по итогам которого ими был получен документ государственного образца.