Интернет-приемная

Внимание! В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в обращении, поступившем в орган местного самоуправления в форме электронного документа, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Просим обратить на это внимание при отправке Вашего обращения в Ульяновскую Городскую Думу.

Введите контрольное число:

Информация по результатам рассмотрения обращений



Кто мой депутат?

Пожалуйста, укажите Вашу улицу:

Все депутаты
Почетные граждане

Гончаров Иван Александрович


[6(18).6.1812, Симбирск, - 15(27).9.1891, Петербург], русский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Московском коммерческом училище (1822-30). Окончил словесное отделение Московского университета (1831-34). В 30-е гг. сблизился с семьей академика живописи Н. А. Майкова. В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье ("Подснежник" и "Лунные ночи"), Гончаров поместил анонимно первые сочинения ("Лихая болесть", 1838, "Счастливая ошибка", 1839).

Первые стихотворные опыты Гончарова были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк "Иван Саввич Поджабрин" (1842, опубликован 1848). В 1846 Гончаров познакомился с В. Г. Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 опубликован первый роман Гончарова "Обыкновенная история". Белинский отметил в нём "...страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!" (Полн. собр. соч., т. 12, 1956, с. 352). В 1852-54 Гончаров участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на военном фрегате "Паллада". Путевые впечатления составили цикл очерков "Фрегат "Паллада"" (отдельное издание 1858). В них с большим художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии. С 1856 Гончаров стал цензором, затем главным редактором официозной газеты "Северная почта" (1862- 1863), членом совета по делам печати.

Второй роман Гончарова "Обломов" (1859) выразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе Н. А. Добролюбов увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова - типичный характер, порожденный отсталостью русской жизни, психологией косности и паразитического существования. В последнем романе "Обрыв" (1869), с одной стороны, сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение "старой правды", с другой - сказалось предвзятое отношение к "нигилизму" (образ Марка Волохова) и стремление найти положительное начало в помещичьей среде (образ бабушки). В последние годы жизни Гончаров написал очерки "Слуги старого века", "Превратность судьбы", рассказ "Литературный вечер", критические статьи. В лучшей своей статье "Мильон терзаний" Гончаров дал тонкую оценку "Горя от ума" А. С. Грибоедова и его сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки Гончаров о собственных сочинениях: "Предисловие к роману "Обрыв"" (1869, опубл. 1938), "Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв"" (1876, опубл. 1895), "Лучше поздно, чем никогда" (опубл. 1879).

Гончаров вошёл в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40-60-х гг. 19 в. Три романа Гончарова объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни. Александр Адуев из "Обыкновенной истории" соответствует Обломову и Райскому ("Обрыв") так же, как Петр Адуев - Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Гончаров в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, которые он распознал ещё в первом романе (в образе Петра Адуева). Художественно совершенны женские образы, созданные Гончаровым, героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение человека. Образы Лизаветы Александровны ("Обыкновенная история"), Ольги ("Обломов") и Веры ("Обрыв"), отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии. В "Обыкновенной истории", по словам самого Гончарова, показана "ломка старых понятий и нравов - сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности", необходимость дела "в борьбе со всероссийским застоем". В "Обломове" центр тяжести перенесён на обличение крепостнической усадьбы как источника помещичьего паразитизма. В основе романа "Обрыв" - пробуждение "потенциального обломовца" (Райский) и молодых сил из дворянской интеллигенции (Вера), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов).


Опубликовать в ЖЖ