25 лет служим городу
x
Заседание Ульяновской Городской Думы № 83

Работа Думы

Дума на заседания собиралась один-два раза в месяц и рассматривала доклады Управы по всем вопросам. В 1882 г. по случаю летнего времени собрания Думы посещались немногими, а поэтому до сентября были прекращены. Управа работала ежедневно, кроме воскресений и праздников. Прием посетителей проходил с десяти до двенадцати часов дня, а в случае надобности - и дольше. Коллегиальные заседания не должны были мешать приему посетителей в приемные часы. В Управе были вывешены объявления о времени приема посетителей членами Управы и городским Головой.
Заседания Думы и Управы протоколировались. Должность это была отвественная и очень уважаемая. Меняли секретаря крайне редко. По требованию гласного И.С. Покровского журналы Думы (протоколы заседаний) с 1881 г. издавались типографским способом без каких-либо сокращений. Количество гласных варьировалось от 30 до 72 человек. В первый состав Думы было избрано 63 гласных.

Дума обязана была "...доставлять жителям нужное пособие к прокормлению и содержанию, сохранять между жителями города мир, тишину, поощрять привоз в город всего, что к благу и выгодам жителей служить может", но Думе запрещалось вмешиваться в судебные дела. Каждое сословие имело свои выборные органы управления. Д мещан это были мещанские старосты, для ремесленников - Ремесленная Управа, податями ведал податный староста и т.д. В их дела Дума вмешива лась только в случае конфликтных ситуаций.

За исполнением предписаний Думы и Управы следило полицейское управление, имевшее в каждой части города частного пристава.

На первом же собрании гласных были определены не только количественный состав Управы, но и жалование городскому Голове и членам Управы. Голове установлен оклад 3000 рублей в год, членам Управы - по 1200 рублей, городскому секретарю - 1500 рублей. На протяжении последующих двадцати лет оклады оставались практически неизменными. За счет городской казны содержался городской архитектор, таксатор (ведал городскими землями), врач, заведующий бесплатной больницей, ветеринар и базарный смотритель.

Предстояло выбрать депутатов на различные общественные должности, а также решить вопрос - платить ли им жалование, и сколько платить? Повестка дня первого заседания довольно объемна - более двух десятков вопросов. И сразу же ставится вопрос: составить инструкцию для Управы и определить время, когда Управа должна представлять смету расходов. Для гласных Думы не было мелких вопросов, дотошно и обстоятельно обсуждалось все : кого выбрать в торговую депутацию, а кого - для оценки имущества, сколько истратить на печатание бланков в типографии, каким должен быть штат и жалование канцелярии, во сколько станет приведение в приличный вид Дома городского общества, и т.п. Что же касается расходов, которые назывались канцелярскими, то Дума, как правило, утверждала общую сумму на эти цели, а обязанность Управы была уложиться в нее. Всякие попытки Управы добиться увеличения суммы Дума решительно пресекала. Была Дума сдержанна и в денежных благодарностях, в документах часто встречается - "выразить устную благодарность", что тоже у горожан дорого стоило.

Городской бюджет пополнялся, прежде всего, арендной платой. На разные сроки и, как правило, с торгов сдавались заволжские "выгонные земли", рыбная ловля, сенокосные луга на волжских островах.

Ежегодно в октябре пересматривались условия работы трактирных заведений. Все содержатели городских трактиров, а их было около ста, составляли особое платежное общество, которому предоставлялось право внутренней раскладки суммы сборов, следующих в доход городу. На десять лет сдавался перевоз через Волгу, который в 1864 году от Покровского мужского монастыря перешел городу. К категории "доходы с недвижимости" относилась плата, получаемая с мест на пароходных пристанях, а также участков, сдаваемых под склады и причалы судов пароходным обществам. Немалый доход давали городу и ярмарки.

Шли в доход городу и сборы с документов на право торговли и промыслов. Однако Городская Дума не сочла возможным допустить открытие водочного завода на базарной площади на том основании, что место это многолюдное, много разных "питейных и трактирных заведений", а в случае пожара при значительном количестве спирта горожане "будут в большой опасности" и понесут большие убытки. Не поощряли думцы "питейные" дела и на уступки шли крайне неохотно, выискивая различные предлоги для отказа просителям.

Что касается расходов, больше всего денег, например в 1879 г., уходило на полицию и пожарных (37439 рублей), служащих и оплату помещений городских органов управления (28586 рублей), учебных и благотворительных заведении (18458 рублей). Среди других постоянных забот городского управления были борьба с пожарами, обеспечение питьевой водой, устройство освещения города.

Уже в конце прошлого века воду в Волге стали считать достаточно грязной, употребляли ее лишь в крайних случаях. Водой из Свияги не пользовались вообще. Поэтому создание городского водопровода стало очень актуальным и требовало больших средств.

За счет городского бюджета содержались приходские школы, выдавались пособия гимназиям, училищам, содержались благотворительные и другие "общеполезные заведения". В честь визита государственных деятелей в Симбирск или какого-либо события в царской семье учреждались стипендии.

2000 рублей в год стоило отопление симбирских тюрем. Статья расходов, о которой нельзя не упомянуть, - это так называемые расходы "по военной части" и благотворительные взносы и пожертвования. Получив возможность реальной самостоятельной деятельности, Дума на протяжении 10 лет имела бездефицитный бюджет с постоянно возрастающим доходом от 148 339 рублей 31 копейки до 260 437 рублей 76 копеек.

Назад